ГлавнаяСтатьи и книгиФОНОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ С УЗЕЛКАМИ ГОЛОСОВЫХ СКЛАДОК Ю.С. КРИВЫХ

ФОНОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ С УЗЕЛКАМИ ГОЛОСОВЫХ СКЛАДОК

Ю.С. КРИВЫХ

Нарушения голоса у детей рассматривают не только как медицинскую, но и как социальную проблему. Известно, что дисфонии в детском возрасте наиболее часто обусловлены узелками голосовых складок. Узелки голосовых складок — это мелкие доброкачественные образования, возникающие симметрично на обеих голосовых складках на границе передней и средней третей их длины — точке наиболее плотного их смыкания при фонации. По данным исследований ФГУ СПб НИИ уха, горла и речи 47% детей с нарушениями голосовой функции страдают этой патологией. Представления о возрастном диапазоне развития узелков противоречивы. Одни исследователи отмечают пик их проявления от рождения до 6 лет, другие — от 5 лет до 10 лет. Ряд авторов считает, что к периоду мутации узелки проходят. Наша практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с узелками голосовых складок в возрастной группе от 510 лет. Так, в Омском фониатрическом центре детей с узелками голосовых складок наблюдалось в 2013 г – 325, в 2014г. — 440, в 2015г. — 501.

Более частому возникновению узелков голосовых складок способствуют анатомические особенности голосового аппарата у детей, респираторные инфекции верхних дыхательных путей или аллергии, неправильное использование техники голосоведения (повышенная голосовая нагрузка, твердая атака при пении, пронзительный крик, визг, плач, подражание голосам животных), а также эмоциональная нестабильность и неуравновешенность, излишняя зашумленность помещений.

Наличие узелков изменяет голос. Чаще всего ребенок жалуется на повышенную голосовую утомляемость. Появляется охриплость разной степени выраженности, дрожание и тремолирование голоса, невозможность правильно интонировать звук, придыхание при речи и пении, большое напряжение в мышцах шеи.

На фоне общего и местного лечения обязательно проводим фонопедическую коррекцию, в задачи которой входит изменение способа голосоведения и укрепление голосовой и дыхательной мускулатуры.

Большое внимание уделяем лечебно-​дыхательной гимнастике. Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем центральной нервной системы. Каждый из органов речи имеет свою функцию. Нарушение одной из них отражается на деятельности остальных органов. Поэтому важна роль дыхания как толчка в начале голосоподачи, голосоведения в логопедической практике.

Дыхание детей с узелками голосовых складок имеет свои особенности: оно поверхностное, верхнереберного типа, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объем легких у таких детей ниже возрастной нормы. В процессе речевого высказывания у детей отмечаются: задержки дыхания, недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, а также укороченный и нерационально используемый речевой выдох. Максимальное время фонации от 5-​до 8 секунд. Все это нарушает произвольный контроль над дыхательными движениями, а также координацию между дыханием, фонацией и артикуляцией.

Таким образом, детям с голосовой патологией необходимо развивать объем легких, а в дальнейшем пытаться формировать диафрагмальный тип дыхания, чтобы способствовать формированию навыков речевого дыхания.

В ходе коррекционного воздействия по нормализации речевого дыхания мы ставим цель – увеличить объем дыхания за счет короткого вдоха, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох. Работа проводится в определенной последовательности:

  1. Вначале проводится работа по воспитанию правильного диафрагмально-​реберного дыхания по подражанию, с использованием контроля посредством ладони ребенка. Игра «Мячик — ямка».

  2. С целью обучения диафрагмальному типу дыхания, а также с целью развития умения осуществлять короткий, легкий вдох и плавный, длительный выдох через рот, с детьми проводятся упражнения по дифференциации ротового и носового вдоха и выдоха с использованием схемы:

Вдох и выдох через нос

Вдох ртом – выдох носом

Вдох и выдох через рот

Вдох носом – выдох ртом

3.Формирование длительного и плавного речевого выдоха осуществляется в процессе выполнения специальных упражнений в игровой форме.

«Греем ручки». Ребенок вдыхает через нос и с удлиненным выдохом беззвучного [а] «греет» руки, при этом ощущая тепло.

«Ветер в трубе». Предлагается представить, как ветер дует в трубе долго и протяжно. Нужно как можно дольше протянуть без участия голоса звук У, как бы подуть прохладной воздушной струей. Вдох осуществляется через нос.

«Сдутый шарик». Ребенка просим надуть и спустить шарик, а затем повторить звуки, которые ребенок слышал во время выполнения задания. Сначала должны произноситься короткие сильные беззвучные [ф-​ф-​ф] (надувание шарика), затем медленно, протяжно шепотом – звуки [т-​т-​т] (шарик сдувается). В результате правильного произнесения к звуку т добавляется легкий свистящий оттенок [тс-​с-​с].

«Бегемот и бегемотик». Используем два стакана с водой и две трубочки, и вместе с ребенком обыгрываем сказку следующего содержания: «Жил-​был в реке огро-​о-​мный бегемот, и он пускал огро-​о-​мные пузыри, вот такие (фонопед через опущенную в стакан трубочку выпускает сильную струю воздуха). А у этого огромного бегемота был ма-​а-​ленький сыночек бегемотик, и он пускал малюю-​ю-​сенькие пузырьки, вот такие (фонопед предлагает ребенку сделать маленькие пузырьки в стакане). Большой бегемот очень любил петь на рассвете, вот так (фонопед выдувает большие пузыри), а маленький бегемотик любил ему подпевать, вот так (ребенок ровно и длительно выдыхает через трубочку). Птицы в лесу не слышали пения бегемотов, но они видели, как каждое утро на воде появляются красивые прозрачные пузыри. Одни большие, вот такие (выдыхает фонопед), другие – маленькие ровненькие, вот такие (ребенок повторяет длинный ровный выдох). И так они нравились птицам, что они переставали щебетать, слетались поближе и любовались бурлящими блестящими пузырьками до тех пор, пока бегемот и бегемотик не закончат петь. Вот так».

«Ветер и занавеска». Ребенок выдыхает то слабую, то сильную струю воздуха через рот на тонкие полоски бумаги («занавеску») по сигналу фонопеда.

В ходе работы по данному направлению происходит усложнение предлагаемых заданий. Тренировка речевого выдоха осуществляется на материале отдельных звуков, затем — слов, коротких фраз, скороговорок, стихотворений и т. д.

В результате такой работы нам удаётся сформировать у детей навыки диафрагмального типа дыхания без ущерба для психофизического здоровья, а также обеспечить комплексное развитие всех систем, отвечающих за речевое высказывание (мимический и артикуляционный праксис, голосообразование и просодия).

Литература

1.Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. М: Просвещение, 1973.

2. Василенко Ю.С. Голос.Фониатрические аспекты. – М.: Дипак, 2013.

3. Орлова О.С. Нарушения голоса у детей: учеб.-метод. пособие /​О.С. Орлова. – М. : ACT: Астрель: Транзиткнига, 2005. – 125 с.

4. Правдина О. В. Голос и его нарушения. /​/​Очерки по патологии речи и голоса. Вып. 2./ Под ред. С. С. Ляпидевского. – М.: Учпедгиз, 1963. – 152 с.

5.Таптапова С. Л. Коррекционно-​логопедическая работа при нарушении голоса: Кн. для логопеда. /​С.Л. Таптапова. – М. : Просвещение, 1984. – 112 с.



Научный директор Центра, психиатр, психоаналитик, тренинг-​аналитик, член Бостонского Психоаналитического Общества


Гари Голдсмит


«То, что на самом деле важно в лечении — это не симптомы или диагноз, а индивидуальная история каждого человека. Только зная, в чем состоит жизнь человека — в как можно более подробных деталях — можно достичь понимания проблем и увидеть ресурсы для их решения. Только так человек может чувствовать себя понятым и быть готовым включиться в собственное лечение.»

Новости

свяжитесь с нами

Москва, Новый Арбат 309.
Метро: Смоленская, Краснопресненская, Баррикадная
Время работы с 9:00 до 22:00
тел: +7 (495) 5052825
факс: +7 (916) 1788781
e-​mail:Этот адрес электронной почты защищен от спам-​ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.