ГлавнаяСтатьи и книгиДоронина Л.М., Дорохова Е.В., Кривых Ю.С.Влияние заболеваний лор — органов на голосоведение у лиц речевых профессий.

Влияние заболеваний лор — органов

на голосоведение у лиц речевых профессий.

Доронина Л.М., Дорохова Е.В., Кривых Ю.С.

Количество людей, которые имеют расстройства голоса и нуждаются в фониатрической помощи, в наше время постоянно увеличивается. Круг этих пациентов охватывает не только профессионалов голоса, певцов, но и людей различных профессий. Чаще всего страдают нарушениями голоса в работоспособном возрасте, и восстановление голоса для них имеет большое социальное значение.

«Голосовой аппарат» это не просто отдельно взятый орган, это целый комплекс органов, участвующих в голосообразовании. В состав этой сложной структуры входят: ротовая и носовая полости с околоносовыми пазухами, глотка, гортань с голосовыми складками, трахея, бронхи, легкие, грудная клетка с дыхательными мышцами и диафрагмой, мышцы брюшной полости. При воспалительном процессе в любом участке голосового аппарата неизбежно будет страдать наш голос.

Значительное увеличение небных миндалин, рубцовые изменения, спайки приводят к нарушению движения мягких резонаторов, что делает речь неразборчивой, «смазанной». Воспаление миндалин часто осложняется ларингитами, трахеитами.

При любом заболевании полости носа и околоносовых пазух изменяется их объем в сторону уменьшения, изменяется упругость слизистой оболочки, снижается рефлекторная активность окончаний тройничного нерва, ведь эти заболевания всегда сопровождаются отеком слизистой носа, затруднением носового дыхания, образованием большого количества слизи – голос становится гнусавым, нарушаются его динамические, «полетные» свойства. Поэтому, даже клинически маловыраженные заболевания носа и околоносовых пазух у лиц голосо-​речевых профессий вызывают ухудшение качества голоса: понижение звучности и «полетности», уменьшение в голосе «металла», появление некрасивых оттенков и матовости. Известно, что рефлекторные связи полости носа и околоносовых пазух повышают тонус голосовых мышц, благодаря чему усиливается яркость и выразительность издаваемых гортанью звуков.

Аденоидные разрастания в носоглотке выключают из голосообразования носовую полость и пазухи. Это приводит к хроническому воспалению в носу, блокирует слуховые трубы, приводя к развитию рецидивирующих или хронических отитов и прогрессирующему снижению слуха, постоянной продукции большого количества слизи, которая раздражает слизистую нижележащих отделов верхних дыхательных путей (глотки, гортани, трахеи) и приводит к их воспалению, а часто и хронизации патологических процессов в них. Вследствие этого голос становится гнусавым.

Воспаление в трахее, бронхах и легких, протекающие с кашлем, всегда приводят к нарушению голоса, во-​первых, из-​за неизбежного вовлечения в воспалительный процесс гортани, а во-​вторых, из-​за повреждения голосовых складок мощной кашлевой воздушной волной, особенно если кашель частый, приступообразный и сухой.

.Среди причин, вызывающих развитие хронических воспалительных процессов в гортани, большое значение придают местным раздражающим факторам. В возникновении функциональной и органической патологии гортани имеют значение часто повторяющиеся и недолеченные острые воспалительные заболевания гортани, наличие хронических очагов воспаления верхних и нижележащих дыхательных путей, перенесенные инфекционные заболевания, профессиональные вредности (химические раздражающие вещества, пыль, перенапряжение голоса, пары, газы, сухость воздуха, резкие температурные колебания), а также табачный дым и алкоголь. Установлено также, что определенную роль играет микрофлора гортани. Предрасполагающими к возникновению заболевания факторами являются расстройства кровообращения и обмена, дистрофические нарушения, аллергическое состояние организма.

В 2010 году в наш фониатрический центр обратилось 1043 пациента, из них 446 (42,8%) профессионалов голоса: первой группы (сольные и хоровые певцы, артисты, дикторы радиовещания и телевидения) — 61 , второй группы (учителя, педагоги, воспитатели дошкольных учреждений, руководители предприятий, государственные и политические деятели) – 385 . С функциональными дисфониями– 251 человек (56,4%) , с хроническими ларингитами– 176 ( 39,6%) . Первое место среди сопутствующей лор-​патологии занимают заболевания глотки – 335( 78,5%), на втором — заболевания носа и придаточных пазух – 91 ( 21,4%). Следовательно, заболевания глотки являются самой частой сопутствующей патологией, приводящей к нарушениям голоса у профессионалов. Нарушение процесса голосоведения на фоне сопутствующей лор-​патологии было у 96% обратившихся, 4%- другие заболевания (хронические бронхиты, пневмонии, парезы и параличи гортани после операций на щитовидной железе и др.).

В нашем центре лечение лиц голосоведущих профессий проводится поэтапно (по типу дневного стационара). Важное значение придается местному лечению, которое проводит врач-​фониатр (промывание всех резонаторов, инстилляция на голосовые складки лекарственных веществ), отпускаются физиопроцедуры (используются ультразвуковые ингаляторы, ультратоны, необулайзеры, тонзиллоры, аппарат Вокастим, аппараты для рефлексотерапии, вибромассажные кресла и матрас). На заключительном этапе фонопед налаживает процесс голосоведения. Комплексное поэтапное лечение позволило уменьшить сроки временной нетрудоспособности в среднем на 710 дней.

Поражение голосового аппарата каким-​либо болезненным процессом для каждого человека и, тем более для тех людей, у которых гортань является «рабочим органом», превращается в катастрофу. В большинстве случаев заболевания лор-​органов чаще всего связаны с острыми респираторными и вирусными заболеваниями, особенно распространенными в осенне-​зимний период. Профилактика этих заболеваний заключается, как это ни банально, в предотвращении переохлаждения и регулярной санации верхних дыхательных путей, соблюдении режима голоса и питания, отказе от вредных привычек. По нашим наблюдениям, при отсутствии местного лечения процесс выздоровления затягивается. Ведь при промывании слизистых носоглотки, гортаноглотки, миндалин вместе с удалением патологического отделяемого и казеозными массами происходит увлажнение слизистых, улучшение носового дыхания, уменьшение отека, увеличение объема всех резонаторов. Повышается рефлекторная активность окончаний тройничного нерва, а это, в свою очередь, ведет к повышению тонуса голосовых складок и восстановлению голоса. Местное лечение способствует значительному сокращению сроков временной нетрудоспособности.

Сопутствующие заболевания лор-​органов способствуют возникновению функциональных и обострению органических заболеваний голосового аппарата. А это, в свою очередь, ведет к профессиональной непригодности. Полноценная деятельность профессионалов голоса во многом зависит от работоспособности их голосового аппарата, умения правильно и эффективно владеть им. Обязательное проведение профессиональных осмотров два раза в год позволяет нам своевременно выявлять функциональную и органическую патологию гортани. Ежегодно в фониатрическом центре состоит на диспансерном учете около 400 профессионалов, которые два-​три раза в год проходят профилактическое лечение. Забота о поддержании хорошего состояния голосового аппарата – это главная цель работы нашего фониатрического центра