ГлавнаяДля специалистовО роли психолога в судебном процессе

Особая ситуация возникает при определении места жительства ребенка, поскольку семейное право обязывает учитывать при вынесении подобного решения его привязанности, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможности создания условий для воспитания и развития (п. 3 ст. 65 СК).

Вопросы, требующие разрешения в экспертном порядке:

I.​ Каково отношение ребенка к возможности проживания с конкретным родителем и каково его отношение к каждому из них?

II.​ С кем из родителей, учитывая психологические особенности ребенка, его родителей, а также его взаимоотношения с каждым из них, целесообразно его проживание?

III.​ Учитывая интересы ребенка, его психологические особенности, особенности личности его родителей, а также отношения, сложившиеся между ребенком и родителями и между ними самими, каким представляется наиболее целесообразный порядок участия отдельно проживающего от ребенка родителя в воспитании ребенка?

В данном виде экспертного исследования особое значение приобретает психологическое обследование каждого из участников разбираемой ситуации (сам ребенок, оба его родителя), а также непосредственно сложившаяся на момент судебного разбирательства ситуация.

Еще одна ситуация складывается в свете п. 2 ч. 1 ст. 66 СК РФ, согласно которой при осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, «родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию». Трудности оценки причиненного или потенциально возможного ущерба психике в результате общения с кем-​либо из родителей определяют необходимость экспертного исследования, реализующего особую стратегию анализа. Последний подразумевает оценку имеющихся у ребенка отклонений в психическом развитии или психических расстройств, установление причинно-​следственной связи между ними и сложившейся конфликтной ситуацией, в частности, их возникновение вследствие общения с одним из родителей. Отдельный этап заключается в прогнозе психического состояния ребенка и его возможного ухудшения в результате общения с одним из родителей, особенности поведения которого могут носить травмирующее воздействие на психику.

Таким образом, в связи с данной нормой Семейного кодекса Российской Федерации целесообразно назначение судебной пси-​холого-​психиатрической экспертизы с постановкой следующих вопросов:

I.​ Имеются ли у ребенка признаки психических расстройств, отставания в психическом развитии или иные аномалии психики?

II.​ Если да, то имеется ли причинно-​следственная связь между их возникновением и создавшейся конфликтной ситуацией между родителями, а также не находится ли их возникно​ение в причинно-​следственной связи с общением с кем-​либо из родителей?

III.​ С учетом возрастных, индивидуально-​психологических особенностей ребенка какова вероятность того, что его общение с тем или иным родителем может привести к отклонениям в его психическом развитии?

2.3. Ограничение родительских прав, регламентированное ст. 73 Семейного кодекса Российской Федерации, возможно при наличии нескольких условий, из которых непременными являются:

1)​ учет интересов детей;

2)​ опасность оставления ребенка у родителей (одного из них).

Оценка опасности оставления ребенка с родителем, страдающим психическим расстройством, в значительной степени определяется своеобразием и тяжестью того или иного психического заболевания, а также его клиническими проявлениями, среди которых особое значение имеют приводящие к неспособности действовать разумно и направлять усилия на заботу о своих детях,что отвечает критерию опасности оставления детей с родителем (ст. 73 СК РФ об ограничении родительских прав).

Между тем случаи явного психического расстройства с грубым нарушением здоровья и благополучия ребенка не исчерпывают ситуации применения ст. 73 СК РФ, следовательно, не ограничивают экспертные познания только психиатрическими. Пункт 2 ст. 73 СК РФ, помимо описанных выше обстоятельств, допускает ограничение родительских прав и в случаях, «если оставление ребенка с родителями (одним из них) вследствие их поведения является опасным для ребенка, но не установлены достаточные основания для лишения родителей (одного из них) родительских прав». Таким образом, закон подразумевает, что данная норма может применяться не только в отношении родителей, чье поведение в силу психического нездоровья является невиновным, но и тех, чья вина установлена, однако подразумевается возможность изменения подобного поведения в лучшую сторону. Для этого, согласно той же норме закона, родителям (родителю) дается 6-​месячный срок со дня вынесения судом решения

об ограничении родительских прав, в течение которого они должны изменить свое поведение.

3. Основанием для применения данной меры предупредительного характера являетсяопасность, которой подвергается ребенок и которая исходит от находящегося с ним родителя.

Опасность подразумевает реальную угрозу для жизни, здоровья, воспитания детей (Качаева М. А., Черный В. А., 1998). Признаки опасности заключаются в существовании обстановки, свидетельствующей, что наносится серьезный вред здоровью, воспитанию несовершеннолетнего, потому что он живет в невыносимых условиях, голодает, страдает от холода, от общения с лицами, потерявшими человеческий облик, и т. д. Причем опасность состоит не только в реальном вреде, причиненном действиями (бездействием) родителей, но и в угрозе его наступления. Ориентиры для установления данной опасности не могут существенно отличаться от тех, которые определяют ограничения на воспитание родителем, проживающим отдельно от ребенка, т. е. подразумеваемые формулой «вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию» по смыслу п. 2 ч. 1 ст. 66 Семейного кодекса Российской Федерации.

Критериями определения такой опасности являются законодательно закрепленные права ребенка, нарушение которых, реальное или потенциальное, определяет содержательное насыщение юридического термина «опасность». Среди данных прав Семейный кодекс особо выделяет право ребенка на общение с родителями и другими родственниками, зафиксированное в ст. 55: «ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей не влияет на права ребенка. В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них».

Гарантией соблюдения прав ребенка, в том числе на общение с родителем, проживающим отдельно, является норма закона, подразумевающая осуществление родительских прав этим родителем. В соответствии с п. 3 ст. 66 СК РФ «при невыполнении решения суда к виновному родителю применяются меры, предусмотренные гражданским процессуальным законодательством. При злостном невыполнении решения суда суд по требованию родителя, проживающего отдельно от ребенка, может вынести решение о передаче ему ребенка, исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка». В качестве злостного невыполнения решения суда, которое может явиться основанием для удовлетворения требования родителя, проживающего отдельно от ребенка, о передаче ему несовершеннолетнего, расценивается невыполнение ответчиком решения суда или создание препятствий для его исполнения, несмотря на применение к виновному родителю предусмотренных законом мер. Предусмотренные законом права ребенка имеют особый социально-​психологический смысл.

В оценке последствий развода выделяются краткосрочная перспектива, в которой они всегда травматичны для детей, и долгосрочные психологические последствия, отрицательный эффект которых может быть существенно уменьшен за счет хороших взаимоотношений между родителями после развода и поддержания положительного образа обоих родителей.

При оценке ущерба следует учитывать половые различия особенностей развития, проходящего ряд критических фаз, которые у мальчиков длятся дольше и их стрессовое воздействие более выражено. Мальчики более чувствительны к семейной дисгармонии как в интактной, так и в распавшейся семье. У мальчиков-​подростков, потерявших отца, велик риск развития депрессивного состояния, невротических реакций, иногда в соматических проявлениях (например, ночной энурез), поведенческих и школьных проблем. Одновременно следует принимать во внимание и возможный «спящий эффект», т. е. определенные следствия проявятся позднее (например, депрессивные реакции или супружеские проблемы во взрослом возрасте). Большая чувствительность мальчиков к ситуации развода родителей является известным фактом. Повышенная уязвимость мальчиков показана в специальном исследовании детей младшего детского возраста, которые после развода проживали со своими матерями. Два месяца после развода дети чувствовали себя менее счастливыми, были менее ласковы и в меньшей степени ориентированы на выполнение задачи; они были более депрессивны, тревожны, апатичны, с сознанием вины. Повторное исследование год спустя показало, что упомянутые симптомы у девочек совершенно отчетливо редуцировались, а спустя два года полностью исчезали. Что касается мальчиков, то через два года они оставались враждебными и несчастливыми. Таким образом, выпадение важной фигуры идентификации для мальчиков представляется одним из факторов, способствующих нарастанию психологических проблем (Оудсхоорн Д. Я, 1993).

Существуют основательные доказательства роли отца в пололоролевой дифференциации. Помимо широко известной и неоднократно подтвержденной точки зрения на влияние отсутствия отца на формирование маскулинности у мальчика, в последних исследованиях уточняется специфика воздействия отцов на формирование половой идентичности. Отцы больше воздействуют на когнитивное понимание пола, которое более значимо для последующего развития, чем поведенческие предпочтения. В неполных семьях и с матерями-​одиночками усвоение половой роли менее традиционно, чем в полных и с одним отцом, причем усвоение половой роли не связано с особенностями воспитания (Введенский Г. Е., 2000).

Психологические и социологические исследования убедительно доказывают значение отца как воспитательного фактора, отсутствие которого весьма отрицательно сказывается на детях. Дети, выросшие без отцов, часто имеют пониженный уровень притязаний. У них, причем особенно у мальчиков, выше уровень тревожности и чаще встречаются невротические симптомы. Мальчики из неполных семей труднее налаживают контакты со сверстниками. Отсутствие отца отрицательно сказы​ается на учебной успеваемости и самоуважении детей, опять же особенно мальчиков. Таким мальчикам труднее дается усвоение мужских половых ролей и соответствующего стиля поведения, поэтому они чаще других гипертрофируют свою маскулинность, проявляя агрессивность, грубость, драчливость и т. д. Наличие статистической связи между отсутствием или слабостью отцовского начала и гипермаскулинным или агрессив​ным поведением демонстрируют и кросскультуральные исследования (Кон И. С., 1998).

Таким образом, в связи с необходимостью в данном случае определять одновременно характер вины родителя и нанесенный либо потенциально грозящий ущерб ребенку целесообразно назначение судебной психолого-​психиатрической экспертизы с постановкой следующих вопросов:

I.​ Имеются ли у родителя, проживающего совместно с ребенком, признаки какого-​либо психического расстройства?

II.​ Если да, то не препятствовато ли оно ему понимать значение своих действий или руководить ими при создании препятствий для общения ребенка с другим родителем?

III.​ Имеются ли у ребенка признаки психических рас​стройств, отставания в психическом развитии или иные аномалии психики?

IV.​ Если да, то имеется ли причинно-​следственная связь между их возникновением и создавшейся конфликтной ситуацией между родителями, а также не находятся ли они в причинно-​следственной связи с ограничением общения с одним из родителей?

V.​ С учетом возрастных, индивидуально-​психологических особенностей ребенка какова вероятность того, что ограничение его общения с тем или иным родителем может привести к отклонениям в его психическом развитии?

Под моральным неимущественным вредом закон понимает нравственные или физические страдания, причиненные действиями, посягающими на личные неимущественные права (право на имя, право авторства и др.), либо на принадлежащие гражданину нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация и др.).

Нравственные переживания могут возникать в связи с утратой родных и близких, невозможностью продолжить активную общественную жизнь, изменением образа жизни, физической болью, увечьем, иным повреждением здоровья или в связи с заболеванием, возникшим в результате пережитых нравственных страданий.

При решении вопроса о компенсации морального вреда, согласно Постановлению Пленума Верховного суда РФ10 от 20 декабря 1994 г., суду необходимо выяснить, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий. В качестве одного из таких доказательств может быть и заключение судебно-​психиатрической экспертизы.

*​Вопросы к экспертам:

*​Имеются ли у подэкспертного какие-​либо психические расстройства, и если имеются, когда они возникли?

*​Есть ли причинная связь между имеющимися у подэкспертного психическими расстройствами и действиями, причинившими моральный вред в виде физических или нравственных страданий?

*​Имеются ли у подэкспертного индивидуально-​психологические особенности, которые могли усугубить глубину и длительность субъективного переживания подэкспертным событий, ставших содержанием дела? (вопрос предложен психологом Паликиной А.И., 2006)

В связи с тем, что возрастные индивидуально-​психологические особенности (малолетний, старческий возраст) или личностные свойства (например, связанная с личностной незрелостью внушаемость) могут существенно снизить или исказить субъективный характер переживаний, составляющий суть «нравственных страданий», на разрешение экспертов может быть поставлен следующий вопрос:

4) Имеются ли у подэкспертного возрастные психологические особенности или личностные свойства, которые могут изменить характер субъективных переживаний, составляющих суть «нравственных и физических страданий», связанных с причинением морального вреда?

Компенсация морального вреда регулируется ст. 151 ГК РФ. Статья 151 ГК РФ. Компенсация морального вреда

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные стра​дания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо по​сягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

В Комментариях к ГК РФ указано, что под моральным неимущественным вредом закон понимает «физические и нравственные страдания», причиненные действиями, посягающими на личные, неимущественные права (право на имя, право авторства и др.) либо на принадлежащие гражданину нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация и пр.). Физические страдания могут быть обусловлены увечьем, иным повреждением здоровья или в связи с заболеванием, возникающим в результате пережитых нравственных страданий.

Нравственные страдания могут возникнуть в связи с утратой родных и близких, невозможностью продолжить активную общественную жизнь, образовать семью, изменением образа жизни, распространением сведений, не соответствующих дей​ствительности, временным ограничением или лишением каких-​либо прав.

При решении вопроса о компенсации морального вреда, согласно постановлению Пленума Верховного суда РФ10 от 20 декабря 1994 г., суду необходимо выяснить, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий. В качестве одного из таких доказательств могут быть судебные экспертные исследования.

После установления судом факта причинения морального вреда в ряде случаев возникает необходимость применения специальных познаний в области психологии и психиатрии. Это связано с тем, что определяющие моральный вред нравственные и физические страдания оказывают существенное воздействие на психическое со​стояние пострадавшего лица, на трансформацию свойственных ему до причинения морального вреда индивидуально-​психологических и личностных свойств. При этом закон указывает, что на степень выраженности страданий значительно влияют индивидуальные особенности гражданина. Эти рамки определяют наиболее адекватную форму экспертного исследования в виде КСППЭ. Предметом КСППЭ по делам о компенсации морального вреда является определение обусловленных физическими и нравственными страданиями нарушений психического состояния пострадавшего лица, а также изменений его индивидуально-​психологических, личностных свойств (4).

Следует указать, что нравственные страдания могут обусловливать у пострадавшего лица различные по степени выраженности изменения психического состояния:

1.​собственно психические расстройства психогенного генеза различной степени выраженности;

2.​обусловленные нравственными страданиями такие нарушения психического состояния, которые вызывают вторичные соматофизические расстройства или физические страдания (своеобразный порочный круг психических и соматических расстройств);

3.​сопровождающие их или самостоятельные расстройства реакций адаптации доболезненного уровня.

Важным является аспект оценки влияния нравственных и физических страданий, определяющих моральный вред, на индивидуально-​психологические особенности и личностные свойства пострадавшего лица. Это входит в компетенцию судебного эксперта-​психолога.

Физические страдания также могут обусловливать у пострадавшего различные изменения его психического состояния. Это могут быть вторичные реакции личности на физическое страдание, дефект или недостаток, а также вторичные психические расстройства психогенного генеза. Данный аспект исследования составляет компетенцию судебного эксперта-​психиатра.

Выделенные клинико-​психологические аспекты категории «нравственные и физические страдания» определяют следующие задачи судебной экспертизы с участием психологов и психиатров.

1.​Определение психического состояния подэкспертного (в том числе психического расстройства).

2.​Установление степени выраженности изменений психического состояния (доболезненные расстройства адаптации, реакции личности на стресс, собственно психические расстройства, в том числе существовавшие до психотравмирующего стрессового события и углубившиеся по степени тяжести в результате его воздействия).

3. Определение динамических особенностей изменения психического состояния:

*​стойкость или обратимость;

*​длительность.

4. Установление причинно-​следственной связи между причинением вреда (психотравмирующим воздействием) и возникновением и развитием психического расстройства.

Выделенные задачи судебного психолого-​психиатрического экспертного исследования решаются через постановку следующих вопросов.

Вопросы к судебному эксперту-​психиатру:

1.​Имеются ли у подэкспертного какие-​либо психические расстройства и если да, то когда они возникли?

2.​Есть ли причинная связь между имеющимися у подэкспертного психическими расстройствами и действиями, причинившими моральный вред в виде физических или нравственных страданий?

Вопросы к судебному эксперту-​психологу:

1. Имеются ли у подэкспертного индивидуально-​психологические особенности, которые могли усугубить глубину и длительность субъективного переживания подэкспертным событий, ставших содержанием дела?

Может быть дополнительно поставлен вопрос для оценки ситуации, когда возрастные индивидуально-​психологические особенности (малолетний, старческий возраст) или личностные свойства (например, связанная с личностной не​зрелостью, внушаемость) могут существенно снизить либо исказить субъективный характер переживаний, составляющий суть нравственных страданий. В связи с такой постановкой проблемы формулируется вопрос следующего содержания (4).

Имеются ли у подэкспертного возрастные психологические особенности или личностные свойства, которые могут изменить характер субъективных пере​живаний, составляющих суть нравственных и физических страданий, связанных с причинением морального вреда?

Заключение.

Факт причинения потерпевшему нравственных и физических страданий определяется через развитие изменений психического состояния, которые носят различный характер в зависимости от восприятия психотравмирующего стрессового воздействия в силу различных индивидуально-​психо​логических и личностных особенностей, которые, так же как и характер изменений психического состояния, требуют экспертной оценки. В целом психические изменения могут быть разного уровня, в том числе и доболезненного. В тех случаях, когда они квалифицируются как психические расстройства, можно определить не только их форму, но и степень их тяжести. Необходимо анализировать и динамические характеристики возникающих расстройств — их стойкость или обратимость, а при обратимости — длительность.

Итак, определение морального вреда, причиненного преступлением или иным действием, и его компенсация, в том числе нравственных и физических страданий истца, являются прерогативой суда. Для установления обстоятельств, значимых для доказательства степени нравственных и физических страданий, крайне существенны выводы комплексного судебного психолого-​психиатрического исследования, так как в них отражаются клинико-​психологические аспекты категории «нравственные и физические страдания».

Психотерапевтический центр «Практика» использует комплексный подход в решении любых задач в сфере экспертной деятельности, прежде всего в вопросах по делам, связанным с семейными спорами, затрагивающими интересы ребенка, а также по делам о возмещении морального вреда.

Психологическая экспертиза детско-​родительских отношений

Очень часто детская психологическая экспертиза назначается в процессе разрешения семейно-​брачных споров. Такие исследования помогают установить многие обстоятельства по делу, а главное — последствия вынесения того или иного решения для ребенка.

Проведение детской психологической экспертизы подразумевает изучение самых разных факторов. Здесь и состояние ребенка в целом, и его отношение к конфликтной ситуации и сторонам конфликта, и установление фактов насилия в отношении него, и анализ семейной ситуации.

Если же проводится детская психологическая экспертиза для суда, то необходимо решать вопросы и о том, с кем из родителей после окончания судебного процесса будет проживать ребенок, а также о порядке участия другого родителя в воспитании.

Специалисты Центра проводят психологические экспертизы по делам, связанным с вопросами о месте проживания и порядке общения с детьми, спорами о воспитании, месте проживания ребенка, при раздельном проживании родителей, спорами о лишении родительских прав, восстановлении в правах, усыновлении, с защитой интересов ребенка.

Эксперт-​психолог решает следующие вопросы:

–Каковы индивидуально-​психологические особенности ребенка, уровень и особенности его развития?
- Каковы индивидуально -​психологические особенности отца и матери?

- Каково психологическое отношение ребенка к отцу и к матери (его привязанность)?

- Оказывают ли индивидуально -​психологические особенности каждого из родителей негативное влияние на психическое и психологическое состояние ребенка?

- Соответствует ли интересам ребенка его общение с отцом (матерью)?

- Насколько значительным психотравмирующим фактором для ребенка может стать общение с отцом (матерью);

- Возможно ли общение одного из родителей с ребенком по предложенному порядку общения?

Специалисты Психотерапевтического центра «Практика» проводят также психологические экспертизы по делам, связанным с причинением морального вреда:

При решении вопроса о компенсации вреда, согласно постановлению Пленума Верховного суда РФ10 от 20 декабря 1994 года, суду необходимо выяснить, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий. В качестве одного из таких доказательств может быть и заключение судебно-​психологической экспертизы.

–Имеются ли у подэкспертного индивидуально -​психологические особенности, которые могли усугубить глубину и длительность субъективного переживания подэкспертным событий, ставших содержанием дела?

В связи с тем, что возрастные индивидуально-​психологические особенности (малолетний, старческий возраст) или личностные свойства (например, связанная с личностной незрелостью внушаемость) могут существенно снизить или исказить субъективный характер переживаний, составляющий суть «нравственных страданий», на разрешение экспертов может быть поставлен следующий вопрос:

–Имеются ли у подэкспертного возрастные психологические особенности или личностные свойства, которые могут изменить характер субъективных переживаний, составляющих суть «нравственных и физических страданий», связанных с причинением морального вреда?

Наши специалисты могут проводить рецензирование экспертиз – это один из видов исследований, объектами которых являются ранее проведенные экспертизы. Оно проводится с целью установления соответствия используемых методик и методов исследований, а также выводов содержанию исследовательской части заключений, оценки полноты, научной обоснованности и объективности заключений экспертов (регулируется в соответствии с Федеральным Законом № 73 от 31 мая 2001 года ), определения обоснованности использования экспертами общепризнанной научной и методической литературы, методических рекомендаций, соответствия нормативным правовым актам, действующим на территории РФ (федеральные законы, приказы министерств, постановления правительства и другие).

Проводятся также, внесудебная или судебная психологическая экспертиза. Их цель – выявление особенностей личности объекта изучения и его эмоционального состояния в конкретной ситуации и в конкретный временной промежуток. Результатом такой оценки становятся множество различных фактов. Востребована даже посмертная психологическая экспертиза. Данное исследование бывает необходимо для установления состояния человека в момент его гибели. Наши специалисты готовы предоставить свои профессиональные выводы и по такому вопросу.

Экспертиза по гражданским делам связанная с наследственными спорами. В подобных случаях, как правило, востребована посмертная психологическая экспертиза и психологическая экспертиза живым лицам. С их помощью удается оценить степень адекватности подэкспертого в тот момент, когда он подписывал юридически значимые документы( завещание, дарственная и.т.д).Ответить на некоторые вопросы позволяет и обычная независимая психологическая экспертиза. В частности, по ее итогам можно установить следующие моменты:

был ли документ подписан добровольно или человек сделал это под давлением;

осознавал ли наследодатель важность происходящего;

иные обстоятельства, которые влияют на выводы внесудебной или судебной психологической экспертизы умершего лица.

Имеется опыт написания психологических экспертиз по делам о возмещении морального вреда, по делам, связанным с семейными спорами о воспитании, месте проживания ребенка, при раздельном проживании родителей, спорами о лишении родительских прав, восстановлении в правах, усыновлении. Оказываю консультативно -​справочную помощь по вопросам судебной психологии юристам, в том числе адвокатам. Имею опыт участия в судебных заседаниях в качестве психолога-​эксперта, в том числе при обосновании проведенных мною экспертиз.

К компетенции судебно-​психологической экспертизы относятся:

- установление способности несовершеннолетних обвиняемых, имеющих признаки отставания в психическом развитии, полностью сознавать значение своих действий, руководить ими;

- установление способности обвиняемых, потерпевших и свидетелей адекватно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания;

- установление способности потерпевших по делам об изнасилований (в том числе малолетних и несовершеннолетних) правильно понимать характер и значение совершенных с ними действий и оказывать сопротивление;

- установление наличия или отсутствия у подэкспертного в момент совершения преступления состояния аффекта или иных непатологических эмоциональных состояний (сильного страха, депрессии, эмоционального стресса, фрустрации), способных существенно влиять на его сознание и деятельность;

- установление наличия у лица, предположительно покончившего жизнь самоубийством, в период, предшествовавший его смерти, психического состояния, предрасполагавшего к самоубийству, и определение возможных причин возникновения этого состояния;

- установление ведущих мотивов в поведении человека и мотивации отдельных поступков как важных психологических обстоятельств, характеризующих личность;

- установление индивидуально-​психологических особенностей подэкспертного, способных существенно повлиять на его поведение и на формирование у него намерения совершить преступление;

- установление структуры преступной группы на основе имеющихся да

Если нет возможности провести экспертизу в стенах государственного экспертного учреждения, следователь сам ведет поиск как учреждения, так и эксперта-​психолога. Решающими критериями выбора являются компетентность, объективность, незаинтересованность в исходе дела.

Недопустимо какое бы то ни было воздействие на эксперта-​психолога. Анализ следственной практики показывает, что формами воздействия следователя могут быть:

1) навязывание эксперту собственного мнения;

2) психологическое давление с использованием служебного положения;

3) требование ради сокращения сроков экспертного исследования применить более простой метод и т.д.

Для обеспечения процессуальных прав обвиняемого, поддержания оптимальной психологи-​ческой атмосферы, следователь должен растолковать обвиняемому причину назначения судебно-​психологической экспертизы, содержание экспертного исследования, доказательственную силу заключения. Все обоснованные ходатайства обвиняемого, связанные с назначением судебно-​психологической экспертизы, нужно удовлетворить.

Познавательную сложность представляет оценка следователем заключения такой экспертизы. Для того чтобы судить о достоверности, обоснованности и убедительности выводов эксперта-​психолога, следователь должен хорошо представлять возможности соответствующих отраслей науки, техники, искусства, сущность специальных методик и т.д.

Анализ следственной практики свидетельствует, что необходимость проведения судебно-​психологической экспертизы чаще всего возникает при расследовании преступлений против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности, против собственности, против общественной безопасности и общественного порядка, а также при расследовании некоторых дорожно-​транспортных происшествий и преступлений несовершеннолетних. Следственные работники все чаще, особенно в последние годы, используют этот вид экспертных исследований.

В конце августа прошлого года в Москве было совершено преступление, не имеющее аналогов в судейской практике: молодую женщину — судью Ольгу Лаврентьеву — зарезал в судейском кабинете некто Иванков, которому она накануне назначила, согласно Кодексу об административных правонарушениях наказание в виде штрафа и конфискации товара «за торговлю с рук в неустановленных местах».

В ходе следствия была достаточно подробно изучена жизнь преступника. Ужасная судьба — перелом позвоночника в юношеские годы, превративший молодого парня в полного инвалида. Одиночество, безнадежность, отчаянные поиски заработка и безразличие должностных лиц. Но как, мстя чиновникам и закону, отнявшему у и без того нищего Иванкова его жалкий товар, можно было решиться на убийство? И разве не понимал он, что совершает еще и самоубийство, даже если приговором был бы не расстрел, а долгие годы лишения свободы? Что это для безногого калеки, догадаться нетрудно.

И вот появился ответ. О завершении истории рассказал адвокат Иванкова — Данилов, по ходатайству которого была назначена психолого-​психиатрическая экспертиза, длившаяся полтора месяца. Комиссия экспертов установила, что убийца «страдает душевным заболеванием в форме патологического паранойяльного развития дефицитарного типа у психопатической личности». Иванков «не мог отдавать себе отчета в своих действиях» и в отношении убийства, совершенного в болезненном состоянии, его следует считать невменяемым. Врачам-​психиатрам, лечившим Иванкова после падения с дерева и позже наблюдавшим за ним, надо было вовремя поднять тревогу. Однако необходимой психиатрической реабилитации проведено не было.

Задержавшие его работники милиции видели как странно, возбужденно, с подчеркнутым вызовом вел себя инвалид. Не научены еще сотрудники правоохранительных органов видеть человека в правонарушителе. Был простой выход — отпустить Иванкова и сообщить о нем в психиатрический диспансер. Было бы не поздно решить с ним вопрос и после освидетельствования. Этого сделано не было, да и сама судья, обескураженная его агрессивной наглостью, не придала этому никакого значения. Уголовное дело на Иванкова направлено следствием в суд, который и должен вынести решение о принудительном лечении, рекомендованном специалистами. Естественно, об уголовной ответственности душевнобольного человека не может быть и речи.

При появлении у следователя сомнений в возможности свидетеля, потерпевшего, обвиняемого правильно воспринять определенные обстоятельства и дать об этом показания, назначается судебно-​психологическая экспертиза. Объектом экспертизы в большинстве случаев обычно бывает несовершеннолетнее лицо. Как правило, на содержание их показаний влияют фантазия, воображение, внушающее воздействие со стороны других лиц. Естественно, что без участия эксперта-​психолога следователь и суд не в состоянии определить, насколько сказались те или иные возрастные особенности на имеющей уголовно-​правовое значение деятельности несовершеннолетнего или подростка.

К компетенции судебно-​психологической экспертизы относятся:

Консультация специалиста составлена на основании обращения адвоката с просьбой оцеть полноту и обоснованность проведенного экспертного исследования и целесообразность назначения дополнительной либо повторной экспертизы в отношении…

Статья 74 УПК РФ. Доказательства

*​Доказательствами по уголовному делу являются любые сведения, на основе которых суд, прокурор, следователь, дознаватель… устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.

*​В качестве доказательств допускаются:

1) показания подозреваемого, обвиняемого;

2) показания потерпевшего, свидетеля;

3) заключение и показания эксперта;

31) заключение и показания специалиста;

4) вещественные доказательства;

5) протоколы следственных и судебных действий;

6) иные документы.

Статья 58 УПК РФ. Специалист

Специалист — лицо, обладающее специальными знаниями, привлекаемое к участию в процессуальных действиях… для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела, для постановки вопросов эксперту, а также для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию.

Статья 188 ГПК. Консультация специалиста

1. В необходимых случаях при осмотре письменных или вещественных доказательств, воспроизведении аудио– или видеозаписи, назначении экспертизы, допросе свидетелей, принятии мер по обеспечению доказательств суд может привлекать специалистов для получения консультаций, пояснений и оказания непосредственной технической помощи (фотографирования, составления планов и схем, отбора образцов для экспертизы, оценки имущества)…

4. В целях разъяснения и дополнения консультации специалисту могут быть заданы вопросы…

Статья 188 ГПК. Консультация специалиста

3. Специалист дает суду консультацию в устной или письменной форме, исходя из профессиональных знаний, без проведения специальных исследований, назначаемых на основании определения суда.

Консультация специалиста, данная в письменной форме, оглашается в судебном заседании и приобщается к делу. Консультации и пояснения специалиста, данные в устной форме, заносятся в протокол судебного заседания…

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации №28 от 21.12.2010 г. «О судебной экспертизе по уголовным делам»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации №28 от 21.12.2010 г. «О судебной экспертизе по уголовным делам»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации №28 от 21.12.2010 г. «О судебной экспертизе по уголовным делам»

Статья 80 УПК РФ. Заключение и показания эксперта и специалиста

*​Заключение эксперта – представленные в письменном виде содержание исследования и выводы по вопросам, поставленным перед экспертом лицом, ведущим производство по уголовному делу, или сторонами.

*​Показания эксперта – сведения, сообщенные им на допросе, проведенном после получения его заключения, в целях разъяснения или уточнения данного заключения…

*​Заключение специалиста – представленное в письменном виде суждение по вопросам, поставленным перед специалистом сторонами.

*​Показания специалиста – сведения, сообщенные им на допросе об обстоятельствах, требующих специальных познаний, а также разъяснения своего мнения.

Статья 168 УПК. Участие специалиста

1. Следователь вправе привлечь к участию в следственном действии специалиста в соответствии с требованиями части пятой статьи 164 настоящего Кодекса.

2. Перед началом следственного действия, в котором участвует специалист, следователь удостоверяется в его компетентности, выясняет его отношение к подозреваемому, обвиняемому и потерпевшему, разъясняет специалисту его права и ответственность…

Статья 164 УПК. Общие правила производства следственных действий

5 …Если в производстве следственного действия участвует… специалист, эксперт или переводчик, то он также предупреждается об ответственности, предусмотренной статьями 307 и 308 УК РФ

Статья 271 УПК. Заявление и разрешение ходатайств

4. Суд не вправе отказать в удовлетворении ходатайства о допросе в судебном заседании лица в качестве свидетеля или специалиста, явившегося в суд по инициативе сторон.

Статья 6 Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в

Российской Федерации»

3. Адвокат вправе…

4) привлекать на договорной основе специалистов для разъяснения вопросов, связанных с оказанием юридической помощи…

Различение форм деятельности эксперта и специалиста:

*​в процессуальном значении: заключение эксперта выступает доказательством юридических фактов, пояснение специалиста играет роль доказательства доказательственного факта.

*​в способах применения специальных знаний: эксперт проводит специальное исследование (содержание которого находится вне рамок процессуальной регламентации, а определяется профессиональными стандартами), специалист же участвует в осуществлении следственного или процессуального действия, предоставляя информацию справочного или опытного характера.

*​различие в процессуальной форме изложения результата деятельности: эксперт дает заключение по установленной законом форме, документ специалиста не требует процессуально установленной формы, результаты его деятельности могут отражаться либо в протоколе следственного действия, либо в самостоятельном заключении (консультации), приобретающем доказательственную силу.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации №28 от 21.12.2010 г. «О судебной экспертизе по уголовным делам»

Ст. 144 УПК РФ

ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации»

Подмена специалистом экспертного исследования

Выход за пределы специальных познаний

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 г. №10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей»
(в ред. от 6.02.2007 г.)

Предмет запросов органов опеки

Рецензирование экспертных заключений, консультации адвокатов по вопросам назначения и проведения судебно-​психологических и судебно-​психиатрических экспертиз.

Экспертиза индивидуально-​психологических особенностей и аффективных состояний.



Научный директор Центра, психиатр, психоаналитик, тренинг-​аналитик, член Бостонского Психоаналитического Общества


Гари Голдсмит


«То, что на самом деле важно в лечении — это не симптомы или диагноз, а индивидуальная история каждого человека. Только зная, в чем состоит жизнь человека — в как можно более подробных деталях — можно достичь понимания проблем и увидеть ресурсы для их решения. Только так человек может чувствовать себя понятым и быть готовым включиться в собственное лечение.»

Новости

свяжитесь с нами

Москва, Новый Арбат 309.
Метро: Смоленская, Краснопресненская, Баррикадная
Время работы с 9:00 до 22:00
тел: +7 (495) 5052825
факс: +7 (916) 1788781
e-​mail:Этот адрес электронной почты защищен от спам-​ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.