ГлавнаяСтатьи и книгиГерасимова Н.А. Подросток и гомосексуализм

Подросток и гомосексуализм. ( Герасимова Н.А.)

Одним из часто задаваемых вопросов от родителей; я слышу вопросы, связанные с подростковой идентификацией по половому признаку и желанием подростка изменить пол или вступить в интимную связь с объектом одного пола.

Что делать? Как себя вести в этой ситуации? Откуда возникают такие желания? Это способ привлечь к себе внимание или это осознанный выбор? Как это пережить? Что скажут родственники и друзья? И таких тревожных вопросов множество. Ведь тема очень личная, интимная, и всегда возникает большое количество стыда и вины. Стыда, за то, что твой ребенок не как другие, а чувство вины, за то, что вероятно пропустили что-​то важное на этапах взросления и главное – на этапе, когда ребенок начал примерять на себя роли мужчины и женщины.

Сомнения в сексуальной идентификации возникают по ряду причин.

Возможно, что физическое состояние органа не соответствует норме: орган либо слишком мал, либо деформирован, либо отличается по виду и размеру от других. Один из моих пациентов, который в подростковом возрасте решил сменить пол, часто делился тревогой по поводу размера своего пениса со своей матерью.

Другая причина, толкающая на желание сменить пол – сравнение и оценка половых органов противоположного пола, что может вызвать желание обладать частями тела, которые принадлежат противоположному полу или ведут к отказу от частей тела, которые принадлежат полу его обладателя.

Большое влияние на желание сменить пол оказывает травмирующее событие, произошедшее в раннем детстве. Это и рождение других детей у родителей, и развод, и уход одного из родителя из семьи, потеря родителей.

И конечно, большое влияние на выбор подростка оказывает отношения с матерью и отцом.

В этой статья я хочу детально рассмотреть значение отношений мальчика с матерью и влияние этих отношений на сексуальную принадлежность. Мы хорошо знакомы с решающей ролью родителей в становлении чувств, мыслей и действий ребенка. И здесь нужно начинать с самого начала, с рождения, с раннего детства.

Полная зависимость выживания младенца от матери в первую очередь связана с необходимостью физической близости и получения регулярного внимания. Мать становится объектом, который предоставляет физическую и эмоциональную заботу, и источником состояния благополучия.

На третьем году жизни дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям. Первыми их внимание привлекают родители. Отношения ребенка и матери теряют свое исключительное влияние и наступает период триадических отношений – мать, отец и ребенок, в которой отец выступает как отдельная и уникальная личность, обладающий той силой, которой не владеет мать. И у ребенка-​мальчика возникает желание быть похожим на отца и идентифицировать себя с ним.

По Фрейду, самые важные периоды в жизни ребенка завершаются до пяти лет, именно в это время формируются главные структуры личности.

От пяти до двенадцати лет наступает латентная стадия, характеризующаяся снижением полового интереса и возникает такое понятие как стыд, отвращение и мораль, предназначенные противостоять будущим бурям периода полового созревания.

Следующая стадия, от 12 до 18 лет, характеризуется возвращением детской сексуальности и сложных отношений с родителями. С одной стороны, мать является источником всего доброго, с другой стороны – всего злого. Раньше гордость и похвала матери были наградой, в, этой же стадии созревания это только приводит к конфликту. Созревающий мальчик, сопротивляется подчинению и заботе. Контролирующая, наказывающая мать опять выдвигается на передний план сознания во время мужского подросткового периода. Ее контролирующая роль определяется в противовес половому созреванию, в терминах кастрации. Т.е. в его фантазиях мать может лишить полового органа. Это типичная опасная ситуация мужского подросткового периода. Именно поэтому женщины в течение этой фазы им избегаются. Подростки объединяются в группы. Мальчик остаётся внутри безопасного окружения своего пола. И здесь может наблюдаться позитивные отношения с отцом и эмоциональная дистанция, прямая враждебность, или даже грубое и жестокое отталкивание матери и всех женщин в целом. Их охватывает паника, когда учительница задает вопрос, на который они не могут ответить. Способность к обучению зависит от пола учителя, так как беспокойство, которое мальчики испытают в школе, было перемещено из дома в школу и составило копию отношений с матерью.

После того как мальчик преодолевает свой страх и свою тягу к матери, и, хотя она остается источником опасений, теперь ее сила ослаблена позитивными взаимоотношениями с отцом – союзником и партнером. Сила матери становится несущественной, благодаря доступности нового источника поддержки и удовлетворения. В это время отец принимается как объект любви, но это быстро проходящая стадия, у которой есть важные последствия, т.к. только после ее разрешения мальчик может достичь мужской идентификации. В этом и есть проявления гомосексуальности латентного периода и юности.

Проблема гомосексуальности сводится к вопросу о том, что ограничивает выбор подростка объектами собственного пола, хотя он изначально, способен выбирать объекты любого пола.

Я не зря подробно описывала стадии психосексуального развития ребенка и упомянула про страх кастрации, которым в своих фантазиях мальчик наделяет женщин – у них раньше был пенис, но они его лишились и это вызывает ужас – и, чтобы избежать подобного зрелища, они отказываются от сексуальных отношений с женщинами. Они еще привязаны к своим первоначальным объектам любви, и поскольку физические атрибуты женственности для них отвратительны, то эти объекты должны выступать в мужском обличии. Очень часто объекты любви проявляют характеристики матери или сестры.

Большая любовь и привязанность к матери приводит к идентификации с ней: подобно ей, он любит мужчин, наслаждается тем же способом, что и мать.

У некоторых подростков идентификация с матерью происходит главным образом как идентификация с агрессором, т.е. в детстве они очень боялись своих матерей. А если индивид по природе своей нарцисcичен, то он выбирает объектами любви молодых людей, напоминающих его самого, и заботится о них с нежностью, которую желал бы получить от своей матери в детстве.

Еще одной причиной выбора гомосексуальных отношений является отсутствие матери, где ее место занимал отец, и ребенок в раннем детстве зафиксировался на мужчине.

Необходимые предпосылки гомосексуальности состоят в готовности заменить объектные, эмоциональные, отношения идентификацией, стать похожим на другого человека. А это значит, что ребенок или подросток, не получая возможности быть самим собой, из-​за страха быть отвергнутым, вынужден подстраиваться в отношениях с материю и даже идентифицироваться с ней. Ведь так намного безопаснее. Вероятность гомосексуальной ориентации увеличивается при склонности мальчика идентифицироваться с матерью. Верно, однако и противоположное. Мальчики, выросшие без матери, тоже склонны к гомосексуализму, но по другим причинам. Получение наслаждения под опекой мужчины, вместо женщины, служит провоцирующим фактором.

И опять вопрос: как себя вести? что делать?

Понимать, принимать, поддерживать, а не критиковать, ругать и наказывать. Выстраивать доверительные отношения с сыном. Позволить ребенку быть собой и похожим на вас, а не способствовать желанию слиться с вами. Но если подросток вступил в гомосексуальные отношения, то, конечно, необходимо обратиться за квалифицированной помощью психолога-​психотерапевта. И здесь основной задачей психотерапевта будет выяснение причин выбора гомосексуальных отношений, на какой стадии произошла травма или идентификация. Общий контекст терапии будет направлен на выявление патологических мыслей и поведения, собранных в данный симптом, дальнейшее разъяснение тех связей, которые существуют между конечным состоянием и историей его жизни. Каждый такой шаг открывает новую дорогу в понимании источников расстройства. Это непростой и кропотливый труд, но он дает надежду на свободную от защитных механизмов, а гомосексуализм рассматривается как защитный механизм, который помогает справится с внутренним конфликтом, жизнь



Научный директор Центра, психиатр, психоаналитик, тренинг-​аналитик, член Бостонского Психоаналитического Общества


Гари Голдсмит


«То, что на самом деле важно в лечении — это не симптомы или диагноз, а индивидуальная история каждого человека. Только зная, в чем состоит жизнь человека — в как можно более подробных деталях — можно достичь понимания проблем и увидеть ресурсы для их решения. Только так человек может чувствовать себя понятым и быть готовым включиться в собственное лечение.»

Новости

свяжитесь с нами

Москва, Новый Арбат 309.
Метро: Смоленская, Краснопресненская, Баррикадная
Время работы с 9:00 до 22:00
тел: +7 (495) 5052825
факс: +7 (916) 1788781
e-​mail:Этот адрес электронной почты защищен от спам-​ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.