ГлавнаяСтатьи и книгиМихеева Н.Д., Мизинова А.В. Трансформация отношений с родителями

Михеева Н.Д., Мизинова А.В. Трансформация отношений с родителями
как ядро процесса психологического созревания в подростковом возрасте:
психоаналитический взгляд
Вестник МГГУ серия Педагогика и психология №1 2011 г.

Авторы описывают психоаналитическую точку зрения на задачи подростко–
вого периода, выделяя в качестве центрального пункта этого периода измене–
ние отношений подростка с родителями. Проведя эмпирическое исследование,
авторы подтверждают выдвинутую гипотезу о связи процессов деидеализации
родителей с психологическим созреванием подростков.
Ключевые понятия: психоаналитический подход, задачи подросткового пе–
риода, индивидуация, аффекты, сепарация, работа горя, деидеализация родите–
лей, самовосприятие, психологическое созревание, полоролевая самость.
Проблема оказания психологической помощи подросткам и их семьям
была и остается актуальной – слишком сложный период переживает
вся семья и слишком часто возникают проблемы у самого подростка
и семьи в целом. Наиболее часто родители подростков, обращающиеся

Педагогика
и психология
65
за помощью, жалуются на грубость подрастающего ребенка, на его неже–
лание общаться с родными, отстраненность и апатичность, пугающую
сверхувлеченность сына или дочери компьютером, своеобразной музы–
кой, маргинальной культурой, эксперименты с внешностью, увлечение
диетами и т.п. Зачастую родители ощущают беспомощность и фантази–
руют о психологе как о человеке, который объяснит ребенку, как надо
себя вести, что любить, чем увлекаться, и исправит появившиеся у ребен–
ка отклонения.
В такой ситуации практическому психологу важно понимать психо–
логический смысл и функции как появившихся у подростка новых при–
страстий и особенностей, так и нового характера отношения к родителям,
чтобы предполагаемая психологическая помощь работала на развитие
всей семейной системы, а не снижала тревогу одного из агентов взаимо–
действия за счет психологического благополучия другого.
При решении этой задачи практическому психологу важно опираться
на эмпирически обоснованные теоретические положения. В данной ста–
тье мы хотим представить результаты эмпирического исследования связи
психоэмоционального состояния подростка с его восприятием родителей,
методологической основой которого послужили психоаналитические
представления о подростковом возрасте как важнейшем этапе в процессе
психологического созревания индивида. Как нам представляется, резуль–
таты работы могут углубить понимание наблюдаемых у подростков осо–
бенностей поведения, особенно если они беспокоят его ближнее и даль–
нее окружение – родителей, педагогов, психологов.
В психоанализе устоялись представления о подростковом возрасте
как о центральном периоде в ходе психологического созревания челове–
ка. Считается, что только после решения задач подросткового периода
(от 1112 до 20 лет), структура личности окончательно принимает харак–
терный и стабильный для данного человека вид. (Недаром во многих
зарубежных странах, например, во Франции, диагноз «шизофрения» не
ставится ребенку до истечения подросткового возраста. Считается, что
пока личность еще окончательно не сформировалась, наблюдаемые пси–
хотические состояния могут быть преходящими, и их лечат, как правило,
психотерапевтически, если только нет угрозы физической безопасности
ребенка или окружающих [4]).
Каковы же основные психологические задачи подросткового возраста
с точки зрения психоанализа? При их описании мы будем опираться на
работы Ф. И Р. Тайсонов [6] и П. Блоса [1], которые известны как выда–
ющиеся психоаналитические исследователи детского и, в частности, под–
росткового развития. Эти авторы определяют задачи подросткового воз-​66

Возрастная психология
раста в терминах классического и современного психоанализа, так что
важными оказываются представления З. Фрейда [8], А.Фрейд [7] и мно–
гих других теоретиков данного направления.
Главными используемыми понятиями являются понятия влечений,
защит, конфликтов, дефицитов; понятие трехчастной структуры лично–
сти, включающей Ид, Эго и Супер-​эго; понятие фаз психосексуального
развития, обозначаемых как оральная, анальная, фаллическая, латентная
и генитальная; понятие объектных отношений как кристаллизованных
паттернов отношений субъекта к миру; понятие идентичности как субъ–
ективного переживания себя. Также психоаналитические авторы исполь–
зуют понятие эволюции аффектов; понятие первичного и вторичного
мыслительного процесса, понятие стадий когнитивного развития (сен–
сомоторная, стадия постоянства объектов, дооперационная, конкретных
операций, формальных операций).
Используя вышеперечисленные понятия, Р. И Ф. Тайсоны к основным
задачам подросткового возраста относят следующее:
– психологическое приспособление к половой зрелости;
– «вторичная индивидуация» – отделение от родителей и отказ от них
как от главных объектов любви;
– научение использованию аффектов преимущественно в их сигнальной
функции;
– подчинение внешнего общения и поведения логике вторичного мысли–
тельного процесса; ограничение первичного мыслительного процесса
областью сновидений, творчества, грез и фантазий;
– формирование интегрированного чувства себя со стабильным ощуще–
нием собственной идентичности, включающего и полоролевую иден–
тичность;
– образование реалистичного, социально приемлемого Супер-​эго как
гибкой структуры ценностей, идеалов, внутренних норм, защищающих
и помогающих индивиду [6].
При успешном решении этих задач в подростковом возрасте возника–
ет интегрированная и автономная взрослая личностная структура. Эта
взрослая личность позволяет ее обладателю строить взрослые любовные
отношения, иметь стабильное настроение, адекватно выражать эмоции,
свободно выбирать занятия и интересы, обладать стабильной и реали–
стичной самооценкой, ощущать внутреннюю гармонию.
Путь взросления долог и сложен, особенно на последнем этапе – в под–
ростковом возрасте. Ребенку приходится решать много трудных задач,
и главную роль в этом, как отмечают все психоаналитические авторы,
играет переструктурирование отношений с родителями. Педагогика
и психология
67
Такая важность изменений отношений с родителями связана с ролью
родителей в жизни ребенка. Ребенок рождается и еще долгое время оста–
ется физически, эмоционально, социально, сексуально и когнитивно
незрелым. Поэтому родители незаменимы для ребенка в самых разных
отношениях. Они (в раннем возрасте прежде всего мать) используются
ребенком как дополнительное Эго, помогающее ему справляться с силь–
ными переживаниями, влечениями, телесными функциями, непонимани–
ями в отношениях с другими людьми. Родители способствуют развитию
идентичности ребенка, подтверждая верность его восприятия реальности,
помогая собирать вместе и понимать телесные ощущения, формируя его
полоролевую самость. Они поддерживают психосексуальное развитие
ребенка, являясь первыми объектами инфантильных сексуальных жела–
ний – эти отношения традиционно рассматриваются в психоанализе как
«эдипов комплекс». До определенного возраста родители также служат
дополнительным внешним Супер-​эго ребенка, гарантируя соблюдение
им установленных в социуме норм и правил поведения.
Без активного участия родителей (или их заместителей) психологиче–
ское развитие ребенка невозможно. Парадокс же заключается в том, что
для того, чтобы стать взрослой автономной личностью, подросток дол–
жен отказаться от всех вышеописанных родительских «услуг» и перей–
ти на «самообслуживание». Изменить сложившиеся взаимоотношения
очень трудно в силу того, что в этот период подросток находится под
властью противоположных тенденций развития.
С одной стороны, разворачивается масштабное половое созрева–
ние: сексуальные и агрессивные влечения, аффекты становятся более
интенсивными, так что эго подростка бывает трудно самостоятельно
справляться с их возросшей интенсивностью, не нарушая предписа–
ний Супер-​эго. с другой стороны, социальное, когнитивное, физическое
и эмоциональное развитие, произошедшее в предыдущие годы, подтал–
кивает подростка к автономии. Таким образом, формируется конфликт
между возросшей потребностью ребенка в родителях и стремлением
отделиться от них. Подросток, с одной стороны, ждет от родителей, как
и раньше, помощи в решении всех его внутренних и внешних проблем,
с другой – сопутствующая этому эмоциональная зависимость вызыва–
ет сильную тревогу, будучи связанной еще и с инцестуозной окраской
такой зависимости в силу того, что подросток лучше ощущает свои сек–
суальные желания и возросшие возможности. Во многом именно поэтому
психоэмоциональное состояние подростка, и это отмечается абсолютным
большинством исследователей данного возраста, является крайне неста–
бильным и несбалансированным. Наблюдаются колебания настроения, 68

Возрастная психология
самочувствия, самооценки, с одной стороны, и восприятия и отношения
к родителям – с другой.
Постепенно, однако, психоэмоциональное состояние подростка стаби–
лизируется, если семейная система позволяет ему проработать насущные
переживания и проделать так называемую «работу горя» по поводу сво–
его взросления. В отношениях с родителями эта «работа горя» состоит
в деидеализации родительских образов и налаживании контакта с более
реалистично воспринимаемыми родительскими фигурами.
Таковы психоаналитические воззрения на особенности отношений
подростков с родителями. Мы предприняли попытку эмпирически про–
верить данные взгляды, исследовав особенности психоэмоционально–
го состояния подростков и их восприятия родителей во взаимосвязи,
используя как качественные методы – наблюдение и беседу, проектив–
ные тесты, так и количественные методики – тесты-​опросники (цвето–
вой тест отношений Эткинда [2], методика незавершенных предложений
Сакса-​Леви в адаптации Яньшина [10], тест жизнестойкости в адаптации
Леонтьева и соавт. [5], а также тест «Подростки о родителях» [3]). Мы
предполагали, что существует связь между особенностями восприятия
подростком родителей и показателями внутриличностного благополучия
подростка: чем более позитивно подросток воспринимает своих родите–
лей, тем ниже показатели его внутриличностного благополучия и выше
показатели поведенческих отклонений. Также мы считали, что позитив–
ное восприятие родителей в подростковом возрасте связано с внутренней
психологической или внешней нестабильностью семьи, что не позволяет
подростку развернуть процессы психологической сепарации от родите–
лей и начать их деидеализировать.
В проведенном эмпирическом исследовании приняли участие 7 «про–
блемных» подростков, учащихся общеобразовательной школы. Они
отличались даже от сверстников особой грубостью в поведении, чрезмер–
ной замкнутостью, выделяющейся увлеченностью маргинальными моло–
дежными движениями, невнимательностью к своему внешнему виду. Мы
ставили задачу проверить, действительно ли отклонение этих подростков
от среднестатистического поведения и состояния их сверстников можно
объяснить их неспособностью прорабатывать психологическую сепара–
цию от родителей, с чем связано неадекватно позитивное восприятие
родителей, обусловленное нестабильностью семейных систем, к которым
они принадлежат. Результаты эмпирического исследования полностью
подтвердили выдвинутые предположения.
Отношение к себе этих подростков, их эмоциональное благополучие
в среднем негативно, находится на низком уровне (цветовой тест отно–

Педагогика
и психология
69
шений Эткинда), высок уровень внутриличностного неблагополучия
(методика незавершенных предложений Сакса-​Леви), причем сущест–
вует разница в сознаваемом восприятии себя подростками – оно вполне
благополучно (тест жизнестойкости и результаты проективных методик).
Вероятно, можно говорить, что сознавание эмоционального неблагопо–
лучия весьма трудно переносится подростками, так что оно проявляется
скорее не в осознанных переживаниях, а в поведении, отношении к делу
и в интересах детей.
Что касается данных об отношении подростков к родителям, то выяв–
лено следующее. Родители в целом воспринимаются более позитивно,
чем сами подростки воспринимают себя, при этом отцы в среднем под–
ростками воспринимаются более позитивно, нежели матери (цветовой
тест отношений Эткинда); обнаружено также, что отношения с родите–
лями не воспринимаются обследованными подростками в среднем как
конфликтные и негативно аффективно заряженные (методика незавер–
шенных предложений Сакса-​Леви). Интересно, что тест «Подростки
о родителях» зафиксировал негативное восприятие подростками роди–
тельского стиля воспитания. В сочетании с выявленным у данных под–
ростков повышенным чувством вины (методика незавершенных предло–
жений Сакса-​Леви) и негативным самовосприятием это свидетельствует,
с нашей точки зрения, о том, что имеющиеся разногласия данные под–
ростки трактуют как признак их собственного несовершенства, а не как
проблемы их родителей. Таким образом, налицо как отсутствие призна–
ков развертывания процессов деидеализации родителей, так и присутст–
вие признаков «платы» – симптомов негативного самовосприятия и ощу–
щение эмоционального неблагополучия подростков.
Необходимо ответить на вопрос: что же мешает процессу психологиче–
ского созревания у обследованных детей идти своим чередом? Мы изучи–
ли особенности семейной ситуации наших подопечных, и обнаружили
такие факты. Во всех семьях наблюдается или отсутствие восприятия
детьми родителей как пары – отец либо отсутствует, либо является пси–
хологически слабой фигурой, не принимает участия в психологическом
функционировании семьи как системы, или родители находятся в кон–
фликтных, предразводных отношениях. Возникающие в таких условиях
психологическая зависимость от одной родительской фигуры, пережива–
ния небезопасности, психологической ответственности, перегруженно–
сти тормозят эмоциональное развитие подростка, не позволяя ему начать
сепарационные процессы. И тогда поведенческие, соматические, социаль–
ные девиации становятся той дорогой ценой, которую подростков платит
за невозможность решить задачи своего психологического развития [9].70

Возрастная психология
Библиографический список:
1. Блос П. Психоанализ детского возраста. М., 2010.
2. Бодалев А.А., Столин В.В., Аванесов В.С. Общая психодиагностика. СПб.,
2000.
3. Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Родители глазами под–
ростка: психологическая диагностика в медико-​педагогической практике.
СПб., 2004.
4. Жибо А. Символизация и психоз. О посреднической функции образа
в индивидуальной психоаналитической психодраме /​/​Уроки французского
психоанализа /​Под. ред. П.В. Качалова, А.В. Рассохина М., 2007.
5. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М., 2006.
6. Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. М., 2006.
7. Фрейд А. Введение в детский психоанализ. Норма и патология детского
развития. «Я» и механизмы защиты: Сб. /​Пер.с нем. Минск, 1991.
8. Фрейд З. Введение в психоанализ. М., 1991.
9. Эльячефф К., Эйниш Н. Дочки-​матери. Третий лишний. М., 2006.
10. Яньшин П.В. Практикум по клинической психологии. СПб., 2004.



Научный директор Центра, психиатр, психоаналитик, тренинг-​аналитик, член Бостонского Психоаналитического Общества


Гари Голдсмит


«То, что на самом деле важно в лечении — это не симптомы или диагноз, а индивидуальная история каждого человека. Только зная, в чем состоит жизнь человека — в как можно более подробных деталях — можно достичь понимания проблем и увидеть ресурсы для их решения. Только так человек может чувствовать себя понятым и быть готовым включиться в собственное лечение.»

Новости

свяжитесь с нами

Москва, Новый Арбат 309.
Метро: Смоленская, Краснопресненская, Баррикадная
Время работы с 9:00 до 22:00
тел: +7 (495) 5052825
факс: +7 (916) 1788781
e-​mail:Этот адрес электронной почты защищен от спам-​ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.